Древние украшения и невероятные артефакты: чем удивил Исторический музей

В Исторический музей на выставку «Железный век: Европа без границ», проходящую под знаком Года Германии в России, свезли тысячу с лишним уникальных экспонатов, имеющих постоянную музейную «прописку» в Эрмитаже, Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина и в берлинском Музее преистории и древней истории. По залам знаменитого красного здания на Красной площади прогулялся корреспондент «МК».

Попадая на выставку, сразу вовлекаешься в ее архитектурную, можно сказать, музыкальную стройность и продуманность. Времена и локации напоминают здесь камни в Стоунхендже: ты догадываешься, что поставлены они именно так по какой-то весомой причине, но по какой – не осознаешь. «Молодая» Италия этрусков, походы воинственных кельтов, таинственная восточноевропейская лесная культура, загадочный скифо-сибирский мир…

При этом «камни»-эпохи еще и «говорят». На каждом шагу гостей музея сопровождают аудиозаписи – звукоряд, усиливающий «эффект присутствия». Логику устройства и «звуковую концепцию» выставки комментирует Кирилл Фирсов, куратор проекта и главный хранитель отдела археологических памятников Исторического музея:

- Экспозиция разделена на географические зоны. Центральная, Западная, Южная Европа, ее окружает степная полоса Восточной Европы. Наверх мы поднимаемся – там Кавказ. А ниже – дремучие леса. Мы подобрали характерные звуки и для этого времени и для этого ландшафта: в лесу у нас птицы поют, в горах сходит селевой поток, в степи, где кочевники – слышны завывание ветра и стук копыт. А в центре – раздаются удары по наковальне. Молот символизирует кузнецов эпохи Железного века, делавших и оружие, и орудия труда из железа. Такой структурой мы стремились показать, что в первом тысячелетии до нашей эры существовали плотные связи между всеми этими территориями. Что, собственно, и подчеркивается в названии выставки».

Золотые мои россыпи…

Искушенной публике экспозиция, посвященная Железному веку, представляется неким собранием железок, выкованных трудолюбивыми греками или сарматами. Однако на третьем этаже музея посетителей ждут не только древнейшие обиходные металлические изделия, но и целая россыпь серебряных и золотых сокровищ.

Историческому музею с его богатейшей «Золотой кладовой» (равной золотому запасу среднестатистической европейской страны), казалось бы, нас удивить уже невозможно. Но удивляться на выставке есть чему. Дело в том, что «Железный век» – понятие исключительно хронологическое. Да, в ту эпоху наши предки освоили железную руду, но тогда же они сделались искусными ювелирами. В наследии кавказских народов, у кельтов, этрусков, носителей Гальштатской культуры обнаруживаются невиданной красоты произведения ювелирного искусства.

Археологам 19 века удалось отнять у земли на Юге России золотой фалар (украшение конской сбруи), на котором изображена так называемая Дионисийская сцена – пиршество в честь бога Диониса. Находке этой более двух тысяч лет. По соседству мы видим обретенную в бескрайних степях «Дикого поля» скифскую золотую пластину, передающую картину борьбы пешего и конного воина. К нам массивная «иллюстрация» баталий той поры пришла из IV века до Рождества Христова.

Но особенно изумляют, наверное, созданные сарматами гривны, браслеты и обручи из Казинского клада (Ставрополье) – массивные и при этом удивительно уточненные. А все потому, что мужчины и женщины, жившие на бескрайних просторах Евразии в стародавние времена, были удивительными … модниками и модницами.

Пращуры попадают на бренды

Когда видишь в стеклянной музейной витрине бляшки из золота и цветного стекла, металлические основы для браслетов и стеклянные бусины, в голову сразу приходит мысль: нужно заглянуть в «Пандору», посмотреть, какие «шармы» появились этой весной. Визуальное совпадение сегодняшней бижутерии и ее тысячелетних «прототипов» – практически полное. И так со многими украшениями: бусами, бляхами из золота со вставками из цветного стекла, серьгами, кольцами и прочей ювелирной «мелочью». Все новое – это хорошо забытое старое.

Мало того, нашумевший в Инстаграме тренд «пепельныйцветволос», если хорошо «покопаться» в прошлом, имеет кельтские корни. Представители этих племен осветляли волосы буквально пеплом, причем делали это мужчины. А как вам пинцет и булавка из «маникюрного набора», найденные коллегами-археологами из ФРГ? Эти бронзовые предметы доказывают, что десятки столетий назад прапрапрабабушки (и прапрапрадедушки) нынешних европейцев тщательно ухаживали за собой (как минимум – выщипывая брови), а не бегали по лесам немытые/нечесаные, как часто показывают в кинофильмах.

Не было не гроша, да вдруг … серьга

Еще одна «фишка» выставки – нумизматическая коллекция. Мы уже привыкли расплачиваться пластиковыми картами и почти позабыли, как звенят в кошельке рубли и копейки. И мало кто знает, что изначально в качестве платежного средства использовали вещи совсем неудобные: баранов и овец, соль, перец, каменные круги и раковины морских маллюсков, а в лучшем случае – небольшие металлические бруски.

Появление монеты в смысле «кружка с рисунком и надписями» стало мощным цивилизационным прорывом. А что было за пять минут до этого – показано на стенде с деньгами уже упоминавшихся нами кельтов. Советую отыскать на белом столе экспонат под номером 26, так называемую домонетную форму денег – серьгу. Такие серьги не были украшениями, с ними шли на рынок – прикупить кое-чего.

Не менее любопытны «закосы» варварских племен под античные драхмы и тетрадрахмы. Оказывается, менее развитое в техническом смысле население европейского континента пользовалось привозными монетами. А когда поток «импорта» иссякал – начинали имитировать греческие и римские образцы. (Примерно как китайские подпольные фирмы имитируют кроссовки «Адидас» и «Найк»). Но что-то в этих «варварских подражаниях» есть милое, наверное, из-за сходства с детскими рисунками. Да, ребенок, конечно, не Шишкин и не Айвазовский, но он так старался.

Я еще не упомянул о неповторимых образцах оружия, фигурках животных, амфорах и ремесленных инструментах, о многих и многих вещах, увидеть которые на выставке «Железный век…» можно одновременно с прогулкой по всему Историческому музею.

Понятно, что такое путешествие по векам и столетиям будет интересно в первую очередь профессионалам – историкам или школьным учителям, и, конечно же, их подопечным, у которых как раз начинаются каникулы. Но стоит сказать, что прелесть «непрофессионального» взгляда на наследие ушедших эпох как раз и заключается в свойственном всем нам детском любопытстве. В желании знать и понимать больше. История уже назначила вам встречу. 

Источник

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля

www.000webhost.com